|
|
||||
На обширных пространствах северо-востока Советского Союза живет немногочисленный народ тюркского происхождения - якуты. По переписи 1970 г. их было всего 296 тыс. человек. Якуты в настоящее время относятся к коренным жителям Якутской Автономной Советской Социалистической Республики. Современная Якутия, как и все национальные республики Советского Союза, - цветущая социалистическая республика с развитой промышленностью (особенно добывающей), с крупным коллективизированным и механизированным сельским хозяйством, широко развитым воздушным транспортом. В Якутии - крае сплошной грамотности - имеются университет, филиал Академии наук СССР со многими институтами, национальные и русский театры, музеи, широкая сеть библиотек, клубов, кинотеатров и т. д. Здесь возникли новые промышленные центры (Алдан, Мирный и другие). В крупные индустриальные и культурные центры превратились старые города, прежде всего - столица республики гор. Якутск. Среди якутов много ученых, инженеров, врачей, учителей, специалистов с высшим и средним образованием по самым различным отраслям знания и народного хозяйства. Прошлое же якутов было совершенно другим: этот небольшой народ прошел очень сложный путь исторического развития. Прежде всего, якуты в отдаленном прошлом не обитали в Якутии. С незапамятных времен небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию. Этот процесс, вероятно, усилился в XIII в, и закончился около XIV-XV вв. Считается, что предки якутов до переселения в Якутию жи-ли в северном Прибайкалье и в Приангарье. Неизвестно, как долго они там жили. И жили ли они в более отдаленные вре-мена еще где-нибудь в другом месте? Вполне возможно, что далекие предки якутов жили (или распространяли свой ареал) и намного западнее Прибайкалья. Во всяком случае, можно считать определенным: они находились в тесном общении с народами не только Саян, но и Алтая. Легендарные предки якутов - курыканы1 упоминаются в орхонских надписях VI-VIII вв. Как видно из содержания их героического эпоса, древние якуты занимались не только скотоводством, но и охотой, рыболовством. Характерно, что рыболовством в эпосе занимаются те, кто ничего, кроме рыбы, не имеет, т. е. те, кого в позднейшие времена в исторической действительности назы-вали крайними бедняками - "балыксытами" ("рыболовами"). Обычно принято считать, что якуты переселились на свою нынешнюю родину под давлением более сильных соседей. Межплеменные войны, конечно, сыграли большую роль. |
Именно под давлением соседей слабые племена предков якутов покидали обжитые места. Но, кроме этого, видимо, были и "мирные" причины для постепенного передвижения на север и северо-восток мелких групп лесных охотников и ры-боловов. Первыми двинулись, вероятно, самые неимущие слои - в поисках изобильных охотничьих и рыболовных угодий.
Эти первые "переселенцы", должно быть, имели лишь малое количество скота и лошадей или вовсе не имели их. Исторические предания отмечают приход в Якутию не только богатого Омогоя, обладавшего большим количеством скота и людей, но и бедного Эллея, прибывшего в одиночестве2. Это вообще был разнородный элемент - не только тюркского, но частично и монгольского происхождения. Они ассимилировали часть местных племен, и спустя века образовался современный якутский народ, называющий себя "саха" и давший свое имя Якутии3. Некоторую роль в этногенезе якутов сыграли и русские - через смешанные браки. Якутский язык сложился на основе тюркского с некоторым элементом монгольского. Частично в нем имеются и корни лексики местных народов Якутии; современный якутский язык имеет много слов, проникших из русского языка или через него. Это понятно: с первых же лет общения с русскими в якутский обычай входило множество предметов и понятий, терминов культуры, ранее неизвестных якутам. Названия их осваивались якутами в своем фонетическом оформлении, и они постепенно входили в словарный состав их языка как "свои слова". Это видно и по олонхо: в нем много слов, вошедших из русского языка, например, "тэриэккэ" (тарелка), "хобордоох" (сковорода), "чааскы" (чашка). Жили якуты на своей новой родине в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть4. Постепенно стал выдвигаться класс баев (богачей) и тойонов (господ). Произвол и гнет их был самый дикий и жестокий. Позднее к этому присоединился гнет царских чиновников, грабеж купцов. Так дореволюционную свою жизнь якуты прожили под двойным гнетом - "своих" баев и царских чиновников и купцов. Ко времени Октябрьской революции население было почти поголовно неграмотным. Письменности своей не было. Народ томился в нищете и бесправии, вымирал от голода и болезней. По словам одного дореволюционного ученого, голодал не только сам якут, его жена и дети, но даже голодала мышь в его амбаре. _______________________________________ 1 Происхождение якутов от курыканов доказывает в ряде работ академик А. П. Окладников (см. особенно: История Якутской АССР, т. 1; А. П. Окладников. Якутия до присоединения к Русскому государству, М. - Л., 1955). 2 Этот-то бедный Эллей (а не богач Омогой), по преданию, и положил начало большинству якутских племен. |
Этот сложный и тяжкий исторический путь якутского народа отразил его богатейший фольклор. Изустно передаваясь из поколения в поколение, он заменял и литературу, и историю, и семейную хронику, сохранял драгоценные крупицы народного опыта.
Здесь нет возможности хотя бы кратко остановиться и сколько-нибудь пространно рассказать о жанрах якутского фольклора. Упомянем только некоторые из них. В древних исторических преданиях рассказывается о кровной мести и о межплеменных войнах и распрях, разъедавших народ. В более поздних рассказах (XVIII - XIX вв.) повествуется о невыносимом гнете и произволе диких тойонов, об удалом "благородном разбойнике" Манчары, мстившем баям и грабившем их, а потом раздававшем награбленное беднякам5. Фольклор сохранил нам песни, которые пел якутский народ веками. В длинных бытовых песнях раскрывается повседневная жизнь и быт народа. В этих песнях жизнь людей описывается своеобразно: путем описания "жизни и деятельности" предметов быта (например, веника), рабочего скота и пр. У якутов широко развиты жанры обрядового фольклора, шуточных песен, сказок, анекдотов, пословиц и поговорок, рассказов и преданий о замечательных людях и пр. Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо. Олонхо - общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний. Средний размер их 10 - 15 тысяч стихотворных строк. Крупные олонхо доходят до 20 и более тысяч стихотворных строк. Путем контаминации различных сюжетов якутские олонхосуты (сказители олонхо) в прошлом создавали еще более крупные олонхо, но они остались незаписанными. Сейчас никто не знает, сколько было всего олонхо в период наивысшего расцвета его бытования. Здесь более всего уместно сказать: "бесчисленное множество". Подсчет всех одновременно существовавших олонхо крайне затруднен. Дело в том, что любой сюжет из одного олонхо можно более или менее безболезненно перенести в другое. Можно, наоборот, без особого ущерба и сократить, выбросив целые сюжеты или отдельные детали, эпизоды, различные описания. "Взаимопроникаемость" и возможность сокращения или увеличения объема олонхо без особого ущерба для его содержания и логики развития событий составляют характерную особенность якутского эпоса, как следствие сходства сказаний. |
Якутские олонхо - эпос очень древнего происхождения. Истоки их восходят еще к тем временам, когда предки якутов жили на своей прежней родине и тесно общались с древними предками тюрко-монгольских народов Алтая и Саян. Об этом говорит общность сюжета олонхо с сюжетом эпоса этих народов, сходство в строе языка и лексике. Встречаются общие элементы в именах героев (хаан - хан6, мерген, боотур и др.).
Постоянным элементом имени героини олонхо служит забытое современными якутами слово "куо". В эпосе других тюркских народов сходное слово "ко" означает "красавица". К имени враждебного богатыря в олонхо иногда добавляется частица "алып" в значении "злой волшебник" (Алып Хара). Известно, что "алп", "алып" у тюркских народов означает "богатырь". Значит, тюркский "алп" ("алып") выступает в олонхо в роли злого врага. В олонхо имеется понятие "ётюгэн (ётюгэт) тёрдё". Это место, где обитают подземные чудовища (синоним ада), куда они уводят своих пленников из человеческого племени и мучают их. Между тем, otukan (или utukan) у древних тюрков - название горной страны в нынешней Северной Монголии. Ясно, что понятия "алып" _________________________ 3 Слово "якут" происходит от самоназвания народа - "Саха". Тунгусы (эвенки) называли якутов "яко" и передали это произношение русским, с которыми они встретились раньше якутов. Русские, прибывшие в Якутию в тридцатых годах XVII в., вначале называли якутов "якольские люди". Постепенно фонетические замены привели к современному названию "якуты". 4 Кровная месть и межплеменные стычки были прекращены русскими, которые, как видно из судебных актов, с первых же лет своего прибытия в Якутию повели против них борьбу. 5 Василий Федоров - "Манчары" (ласкательное прозвище). Реальная историческая личность (жил около 1805- 1870 гг.). Из судебных актов видно, что он много раз ссылался и каждый раз бежал, непременно возвращаясь в родные места. Отдельные предания о Манчары в разное время печатались и на русском языке в различных изданиях (в советских и дореволюционных). О бунтаре Манчары и недовольстве якутов своим бедственным положением см. Г. П. Башарин, "История аграрных отношений в Якутии (60-е годы XVIII - середина XIX вв.), М., 1956, стр. 307-327. 6 Якутская история позднейшего времени не знала понятия "хан". По-видимому, и у древних якутов не было ханов, Слово "хан" могло в древности войти в олонхо как обозначение звания родовых вождей и боевых предводителей соседних тюркских племен, а потом сохранилось пережиточно как часть имени первопредка (Харах Хаан) или героя-воина (Хаан Дьаргыстай). В быту же оно, как инородное слово, было забыто. |
1
|
2
|