|
|
||||
Михайлович Новиков (Коннюк Урастыров). Народный писатель Якутской АССР Дмитрий Кононович Сивцев (Суо-рун Омоллон) - автор драмы и либретто оперы на сюжет олонхо. Поэт Сергей Степанович Васильев писал олонхо для детей.
Тому, что первые якутские писатели дореволюционного и советского периода были знатоками и любителями олонхо и даже сами были олонхосутами, удивляться не приходится: олонхо, как уже сказано, в прошлом занимало большое место в жизни каждого якута с детства1. Олонхо было, как сказано выше, одним из источников якутской литературы. Что касается П. А. Ойунского, то о нем известно, что в юные годы он уже становился профессиональным олонхосутом. Друг его детства К. А. Слепцов вспоминает: "Было у Платона в детстве одно серьезное увлечение, которое он сумел сохранить на всю жизнь. Оно наложило серьезный отпечаток на все его творчество. Он очень любил слушать песни и сказания-олонхо. Мальчик часто убегал к своему соседу Пантелеймону Слепцову, большому знатоку олонхо, затейнику и песеннику. Часами сидел Платон у мудрого деда и слушал его импровизации. К 8 - 9 годам он и сам начал сказывать олонхо и петь песни своим сверстникам. Чуть позже мальчика стали охотно приглашать к себе домой взрослые, хозяева юрт. Все находили, что у него хороший голос и незаурядный дар слова"2. Народный артист Якутской АССР В. А. Савин приводит слова жителя села Чурапча, сказанные им в 1920 г. в волостном ревкоме: "Платон был еще совсем маленький, а уже хорошо сказывал олонхо. Я думал, что из него выйдет знаменитый олонхосут"3. Сохранились и высказывания самого П. А. Ойунского: "У меня в детстве воображение было богатое, красочное, рассказывал красноречиво. Получал приглашения тойонов, которые на досуге наслаждались по длинным ночам моими рассказами"4. Все это было в обычае у дореволюционных якутов: талантливые дети сначала слушали певцов и олонхосутов, потом сказывали своим сверстникам, затем близким соседям или родным. А когда подрастали и получали некоторую известность, их приглашали баи. По этому же пути шел и подросток Платон Ойунский. П. А. Ойунский родился в Жулейском наслеге Таттинско-го улуса (ныне Алексеевский район) в семье бедняка. В роду Ойунского по материнской линии были известные певцы и олонхосуты. А о Жулейском наслеге писатель Д. К. Сивцев (Суорун Омоллон) говорит: "Жулейский наслег славился мастерами устного народного творчества: песенниками, олонхосутами и рассказчиками"5. Из Жулейского наслега вышел знаменитый олонхосут Табахаров, портрет которого был написан в свое время известным якутским художником И. В. Поповым. Характерно, что именно из Таттинского улуса вышли известнейшие на всю Якутию певцы и олонхосуты. Из Тат-ты происходят и крупнейшие якутские писатели: А. Е. Кулаковский. А. И. Софронов, С. Р. Кулачиков (Элляй), Н. Е. Мординов (Амма Аччыгыйа), Д. К. Сивцев (Суорун Омоллон). Став крупным поэтом и общественным деятелем, П. А. Ойунский не забыл олонхо (чему свидетелем печатаемое ныне), продолжал увлекаться им и пел его в кругу друзей. Но, как уже говорилось, П. А. Ойунский знал и увлекался не только олонхо: он был крупнейшим знатоком всего якутского фольклора. Фольклор оказал на все его творчество исключительное влияние и был той родной почвой, опираясь на которую, он взлетал к вершинам творческих достижений. Разработка тем и сюжетов фольклора привела его к созданию замечательных произведений, среди которых мы видим: |
драматическую поэму "Красный шаман" (1917-1925 гг.), повести "Великий Куданса" (1929) и "Николай Дорогунов - сын Лены" (1935).
Особое место в творчестве П. А. Ойунского занимает драма "Туйаарыма Куо" (1930), представляющая собой драматизацию олонхо "Нюргун Боотур Стремительный" и названная по имени главной героини. В драме "Туйаарыма Куо" Ойунский берет основной сюжет олонхо о Нюргуне - борьбу героя с чудовищем Уот Усутаакы (Огнеизвергающий). Сохранен и основной идейный мотив: герой спасает людей, попавших в беду. "Туйаарыма Куо" была как бы прелюдией к большой работе П. А. Ойунского по записи "Нюргун Боотура Стремительного" и представляет собой образец удачной драматизации олонхо. Вполне может быть, что именно драматизация олонхо привела П. А. Ойунского к осуществлению, вероятно, давно лелеявшейся им мысли дать полную запись всего олонхо. Ойунский, конечно, понимал, что никакая литературная обработка, никакая драматизация не могут дать полную и точную картину всего великого якутского эпоса. Отсюда идея: записать все олонхо "в натуре", как есть... В тридцатых годах драма "Туйаарыма Куо" ставилась в Якутском национальном театре и пользовалась у зрителей большим успехом. Она впоследствии стала одним из источников для создания писателем Д. К. Сивцевым (Суорун Омоллоном) либретто первой якутской оперы "Нюргун Боотур". Произведения П. А. Ойунского не раз издавались на русском языке6. О П. А. Ойунском имеется большая литература. Назовем некоторые книги: "Очерк истории якутской литературы", М., 1970, стр. 113-141; "Платон Алексеевич Ойунский (1893- 1939). Доклады к 65-летию со дня рождения". Як., 1959; "П. А. Ойунский. Статьи и воспоминания. (1893-1968)", Як., 1969; "Основоположник якутской советской литературы" Як., 1974. Библиографию, кроме упомянутых работ, см.: В. Протодьяконов, Н. Алексеев. "Писатели Якутии (краткий библиографический справочник), 2-е дополненное издание. Ответственный редактор кандидат филологических наук Г. Г. Окороков", Як., 1972. В 1970 г. олонхо П. А. Ойунского "Нюргун Боотур Стремительный" в исполнении заслуженного артиста Якутской ___________________ 1 Даже автор этих строк в дошкольном возрасте выучил от зятя нашей семьи Василия Николаевича Охлопкова (из Бярть-Усовского наслега Борогонского улуса), бывшего хорошим олонхосутом, много олонхо и забавлял престарелых бабушку и дедушку сказыванием их. Но у меня не было слуха и, поступив в школу, я вынужден был оставить сказыва-ние олонхо: школьники меня высмеяли. 2 К. А. Слепцов. "Из детских лет писателя", сб. "П. А. Ойунский. Статьи и воспоминания". Як., 1969, стр. 100. 3 В. А. Саввин. "Большой друг театра", там же, стр. 119. 4 Партархив Якутского обкома КПСС, ф. 3, оп. 177, д. 5567. л. 8 (цитировано по ст. 3, П. Саввина "О революционной и общественно-политической деятельности П. А. Ойунского", сб. "П. А. Ойунский. Статьи и воспоминания", стр. 3 - 4). 5 Д. К. Сивцев (Суорун Омоллон), народный писатель Якутии. "Его правда - правда жизни", сб. "П. А. Ойунский Статьи и воспоминания", стр. 144. 6 См., например: П. А. Ойунский. Избранное, перевод с якутского (составитель сборника - С. П. Данилов, вступительная статья "П. А. Ойунский - основоположник современной якутской литературы" И. В. Пухова), М., 1963; Платон Ойунский. Стихи разных лет, журн. Новый мир, 1957, № 12, стр. 97-107. |
АССР Г. Г. Колесова было издано в Ленинграде (в сокращении, комплектом из 9 пластинок) всесоюзной фирмой "Мелодия". Пластинки сопровождены (на якутском, русском и английском языках) статьями И. В. Пухова "Якутские олонхо и "Нюргун Боотур Стремительный" П. А. Ойунского", Г. М. Кривошапко "Якутская музыка и олонхо" и аннотацией текста пластинок, составленной И. В. Пуховым, а также складными фотопортретами П. А. Ойунского и Г. Г. Колесова и иллюстрацией художника В. Р. Васильева.
"Нюргун Боотур Стремительный" - одно из лучших и наиболее популярных якутских олонхо. В своей записи П. А. Ойунский воспроизвел его с максимальной полнотой. Судя по всему, он его записывал очень быстро. Начало работы над ним точно не установлено. Первая песнь (всего песней девять1) была закончена и напечатана в 1930 г., конец же работы он точно указал в конце девятой песни: 1932 г., 31 августа. Москва". В целом, он писал это олонхо (по календарному времени) не более двух с половиной лет. В годы работы над олонхо он служил (в Якутске), учился в аспирантуре (в Москве), вел напряженную общественную, партийную и творческую работу. Поэтому для написания олонхо у него оставалось совсем мало времени. Помогало, видимо, то, что он, будучи олонхосутом, знал олонхо наизусть и быстро записывал то, что давно отложилось в памяти. Все, что говорилось выше о якутских народных олонхо, относится и к олонхо П. А. Ойунского "Нюргун Боотур Стремительный". Стих, вообще стиль, традиционные изобразительные средства, архаический язык, всю мифологию и образы Ойунский не изменил, передав в полном объеме так, как поется в народе. Но записанные народные олонхо часто сочетает стих с ритмической прозой - небольшими прозаическими вставками (например, в репликах). Ойунский же написал все олонхо полностью стихом. По размерам олонхо П. А. Ойунского почти в два раза превышает самые крупные из числа записанных (в нем свыше 36 000 стихотворных строк). В народе же бытовали олонхо и большего размера. Раньше олонхо определяли не по количеству стихотворных строк, как сейчас, а по длительности исполнения. Причем, за основу измерения объема олонхо принималось исполнение в течение одной ночи2. Считалось, что олонхо, исполнявшиеся в течение одной ночи - краткие (вернее, надо думать, сокращенные), _____________________ 1 Такое деление "по песням" условно и практикуется только в книгах. 2 Олонхо обычно начинали петь после ужина. Исполнение продолжалось почти всю ночь - в среднем около 8- 9 часов, с небольшими перерывами, во время которых олон-хосут курил или отдыхал. Бывали случаи, когда пели более 9 часов подряд. 3 В прошлом якутские олонхосуты были больше известны по прозвищу - это было как бы их поэтическим псевдонимом. 4 Константин Григорьевич Оросин происходил из известного байского рода. Но он был близок к народу, увлекался олонхо и народными песнями, постоянно жил в кругу певцов и олонхосутов. Дружил с представителями политссылки, серьезно помогал им в сборе фольклорного материала. О нем см.: Г. У. Эргис, "Олонхосут и певец К- Г. Оросин" в издании его олонхо "Нюргун Боотур Стремительный", стр. 363- 364 (см. далее сноску на издание этого олонхо). 5 Образцы народной литературы якутов, издаваемые под редакцией Э. К. Пекарского. Тексты. Образцы народной литературы якутов, собранные Э. К. Пекарским. Спб., 1911. |
в течение двух ночей - средние, а в течение трех и более ночей - крупные. Соседи Д. М. Говорова рассказывают, что олонхо "Неспотыкающийся Мюлдю Сильный" он пел, смотря по обстоятельствам (усталость его и слушателей, необходимость работы на завтра и т. д.), в течение двух-трех ночей. А это олонхо, как указывалось, имеет свыше 19 тысяч стихотворных строк. По словам олонхосутов, самые крупные олонхо пелись в течение семи ночей.
При желании олонхосуты могли увеличить объем олонхо. Для этого было много способов. Один из них - увеличение объема описаний (пейзажей, обстановки юрты, богатырских боев и походов и т. д.). С этой целью олонхосуты добавляли детали, увеличивали и усложняли изобразительные средства (например, прибавляли дополнительные сравнения) - словом, прибегали к бесконечным нанизываниям украшательских" приемов. Это требовало от олонхосута не только виртуозного мастерства (чем П. А. Ойунский располагал в избытке), огромной памяти (и это у него было), но и колоссальной тренировки, беспрерывной практики в пении олонхо (а вот этого как раз взрослому Ойунскому и не хватало). Дело в том, что все эти "украшательские" приемы, различные описания олонхосуты не просто выдумывали за столом в порядке импровизации (хотя импровизаторский талант требовался и был присущ якутским олонхосутам), но они в готовом или в почти готовом виде во множестве витали "в воздухе олонхо". И опытный, натренированный мастер в процессе пения и декламации вставлял их в свой текст, "приклеивал" их так, что они органически входили в олонхо как давно напетое целое. Были совершенно изумительные мастера подобных "импровизированных" бесконечных описаний. Этим славился, например, борогонский олонхосут из Бярть-Усовского наслега Иван Охлопков, по прозвищу "Чочойбох"3. Есть рассказ о том, как однажды он пел олонхо в Якутске у местных богачей. Он так затянул вступительное описание, что не закончил его даже к полуночи, доведя его только до описания "кёхё" (вешалок в юрте). Другими словами, за 5 - 6 часов И. Охлопков продекламировал только около трех четвертей вступительного описания и не спел ни одной песни, не рассказал ни одного сюжета. Другой путь увеличения размера олонхо, практиковавшийся олонхосутами, - это контаминация сюжетов. В основной сюжет вкрапливали дополнительные из других олонхо. Это практиковалось, когда и у олонхосутов, и у слушателей времени было много. П. А. Ойунский, по-видимому, шел больше по второму пути, так как описания в его олонхо по объему, в общем, не превышают обычные. Это не значит, что у него мало описаний. Наоборот, у него можно сказать, полный набор всевозможных описаний, но они не так изощрены, не так осложнены, как, скажем, у Д. М. Говорова или (как рассказывают) у Ивана Охлопкова. Среди записанных олонхо есть одно, которое можно считать основой олонхо Ойунского "Нюргун Боотур Стремительный". Это - олонхо, тоже "Нюргун Боотур Стремительный", записанное малограмотным якутом К. Г. Оросиным4 в 1895 г. по просьбе политссыльного Э. К. Пекарского - впоследствии знаменитого ученого. Э. К. Пекарский провел над рукописью К. Г. Оросина большую текстологическую работу и поместил в своих "Образцах"5. Интересно, что все остальные записанные олонхо под тем же названием "Нюргун Боотур" не имеют никакого отношения к сюжету олонхо К. Г. Оросина и П. А. Ойунского. |
9
|
10
|