Потребность видеть прекрасное и самому творить его присуща всем народам. В этом природа как универсальности, так и уникальности народного искусства, которое является источником для всех форм искусства.
Преклонение вызывает то, что в невероятно суровых условиях наши предки не просто выживали, но и создавали вокруг себя красоту. Человеку нужны свет и радость, и чем труднее, тем больше потребность в присутствии светлого начала в рутине жизни. Искусство вооружает его перед лицом жизни, вливает в кровь народа энергию, дает веру в себя и формирует чувство собственного достоинства. Оно несет в себе тоску народа по идеалу, поселяет в человеке надежду и веру в возможность выхода на новую духовную высоту, в будущее.
Книга «Мир саха: народное искусство» является одним из крупных проектов Национального книжного издательства «Бичик» Республики Саха (Якутия) им. С.А. Новгородова. В ней представлены произведения народной культуры саха - самого северного тюркоязычного народа, который адаптировал свою культуру к условиям сурового края. Авторы книги кандидат культурологии С.В. Никифорова и кандидат искусствоведения И.В. Покатилова избирательно подошли к пластическому фольклору, представляющему изобразительное наследие народа. Принцип отбора изначально ориентирован на традиционные формы, которые в сознании современных якутов обрели статус классических образцов национального искусства.
Региональная культура, включающая уникальные культуры народов Северо-Востока Азии: якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и долган - на территории Якутии сформировалась с древнейших времен. В 1 главе «Истоки» представлена художественная культура региона периода архаики: от керамических сосудов эпохи бронзы до круглодонных сосудов на трех ножках XV- XVI вв. и орнаментированных горшков XVIII века работы якутских горшень. Читателю также предлагается описание образцов железного оружия работы якутских кузнецов. Сложнейшие мировоззренческие религиозные понятия народа саха изображены в наскальной живописи, бронзовом котле и в костюме шамана.
Авторы сочли необходимым хотя бы вскользь затронуть проблему творчества народного мастера, охарактеризовать процесс творения, обусловленность традиционных ремесел мифологическим мышлением, отметить разделение женского и мужского видов ремесла, их соотнесенность между собой. Показаны общие представления о сакральном характере ремесла. Как отмечает Е.Н. Романова: «Триада «горшеня – кузнец – шаман» моделировала программу жизни людей на земле, где гончар лепил мир, кузнец выковывал космическую модель мира из железа, а шаман одухотворял».

Пространство культуры саха периода архаики представлено описанием ключевых символов: сэргэ (коновязь) и ураһа (летнее берестяное жилище), архитектурно-конструктивное и декоративно-прикладное решение которых является репликой ко всем исторически накопленным культурным смыслам жизни народа. В художественной культуре якутов на протяжении веков неизменными были два объекта украшения: женщина и лошадь. Разумеется, авторы не могли обойти вниманием ни традиционное конское убранство в искусстве саха, ни традиционный костюм, преимущественно женский, потому они представлены в данной книге во всех трех главах.
2 глава «Зрелый период народного искусства якутов» посвящена художественной культуре Х1Х века. Это время расцвета народного искусства, время становления традиционного канона, и определяется оно как период классики.

Помимо жилища, утвари, костюма и конского убранства, в связи с подробным рассказом о ювелирном искусстве данная глава включает характеристику орнаментального искусства якутов. Рассказ о традиционной вышивке и символике орнамента в произведениях народного искусства расширяет и уточняет представление читателя не только о формах, но и смыслах, вкладываемых в них. В это время народное искусство утверждало право быть высоким искусством, что было одним из выражений духовного состояния традиционного общества. Мастер являлся выразителем души народа. В произведении он ощущал продолжение себя и творил вечный мир, из которого ничто не уходит, а все остается в пределах единого устойчивого вечного. Таким образом, вещь свое начало получала от вечности, становилась неповторимой, устремленной к незыблемому образцу (канону), то есть качественно определенной, разделяющей судьбу своих хозяев.
В 3 главе «Возрождение» рассказывается о судьбах народного искусства в ХХ веке, когда наметился спрос на знание народных традиций и началось их осмысление с позиций письменной культуры. Активизировались научные экспедиции по выявлению современного состояния народных ремесел и по сбору комплексных коллекций для музеев. На фоне самодеятельного творчества в якутских селах началось стихийное возрождение традиционных ремесел. Энтузиастами открывались школьные краеведческие музеи, собравшие значительные коллекции и ставшие локальными центрами традиционной культуры. Впоследствии вокруг этих центров сформировались местные школы традиционного мастерства.
В 80 - 90-е годы ХХ века народное искусство в регионе развивалось двумя путями: первый – изучение и освоение традиционного наследия самодеятельными мастерами; второй – выявление живых носителей традиционного мастерства. В данном процессе неоценимую роль в развитии народного искусства сыграли искусствоведы республики И.А. Потапов, В.Х. Иванов, З.И. Иванова-Унарова, Р.С. Гаврильева, Т.П. Тишина, И.В. Покатилова. Благодаря их усилиям был поднят престиж и определен статус народного мастера как носителя этнических традиций.
В данной главе предлагается богатый визуальный материал по народному искусству, работы современных народных мастеров: береста М.П. Дорофеевой, Н.Д. Флегонтовой; плетеные изделия из конского волоса Е.С. Пинигиной и А.С. Кривошапкиной, шитье Е.Е. Аммосовой, А.Е. Сивцевой, А.Г. Николаевой, С.Д. Борисовой; работы потомственного кузнеца Б.Ф. Неустроева-Мандар Уус и др., а также эксперименты молодых мастеров в русле копирования, точнее, стилизации музейных прототипов, книжных и архивных экспонатов.
Книга предназначена для широкого круга читателей. Ее могут использовать как российские, так и зарубежные специалисты в области искусствоведения, этнографии и культурологии. Так, введение, аннотации к главам и подписи к иллюстрациям даны на 3 языках – на якутском, русском и английском. Вниманию читателей предлагается богатейший иллюстративный материал из фондов республиканских музеев, а также современных экспозиций. При этом каждая иллюстрация сопровождается интересной информацией-описанием.
Книга является большим вкладом в искусствоведение и современную прикладную культурологию по исследованию этнокультурных художественных традиций народа, в то же время имеет бесценное практическое значение для народных мастеров, а также для тех, кто интересуется историей и культурой своего народа.
Высокая оценка книге «Мир саха: народное искусство» дана доктором исторических наук Е.Н. Романовой: «Книга, посвященная уникальному феномену культуры – народному искусству, оставляет самое хорошее впечатление. Проделана большая теоретическая и прикладная работа. У этой книги есть все возможности стать первым концептуальным изданием по народному искусству народа саха. Богатый иллюстративный материал, научный контекст, образный стиль подчинены одной цели – показать духовную суть произведений народной культуры. В этом и есть подлинная ценность настоящего издания».
А.В. Егоров,
директор Национального книжного издательства
«Бичик» РС(Я) им. С.А. Новгородова